13 правил новичка
В петанке число 13 – символическое. Это число победы, ведь игра идет до 13 очков. Может, поэтому и правил оказалось ровно 13.
Хотя и адресованы эти правила в первую очередь тем, кто делает первые шаги в спортивном петанке, многое из сказанного будет полезно и более опытным игрокам. Итак…
1. Учитесь бросать кошонет |
|
|
Может показаться, что бросок кошонета - это самое простое, что есть в петанке. Но это не так. Между игрой на 6 метрах (минимально разрешенная дистанция) и на 10 метрах (максимальная) большая разница, и надо уметь ее использовать Сколько игр было проиграно из-за того, что команда всего один раз бросила кошонет не на "свою", а на "чужую" дистанцию. Иногда возникает вопрос: кто в команде должен бросать кошонет? Кто-то считает, что это должен делать «первый пойнт» - игрок, которому предстоит бросить первый шар; кто-то – что это функция капитана команды. На самом деле кошонет должен бросать тот игрок, который делает это лучше всех.. |
2. Не оценивайте ситуацию из круга |
|
|
Оптический обман – вещь абсолютно объективная: из круга кажется, что твой шар стоит совсем рядом с кошонетом, а на самом деле между ними может оказаться и 50, и 70 сантиметров. Помните об этом и не ленитесь подойти и посмотреть реальное положение шаров. Перед броском обязательно убедитесь, что ход действительно ваш, то есть что ближайший к кошонету шар принадлежит сопернику. В случае малейшего сомнения лучше лишний раз провести измерение расстояния, даже если соперник уверенно говорит, что его шар ближе: это может быть добросовестное заблуждение или психологическая игра. Помните, если вы это не сделаете и бросите шар, то он будет считаться в игре, и может оказаться, что вы просто потратили его зря. |
3. Освобождайте поляну |
|
|
Если следующий бросок будет делать соперник, покиньте зону игры и не возвращайтесь на нее до тех пор, пока противник словами или знаком не покажет, что ход перешел к вам. Располагайтесь так, чтобы не мешать сопернику: в первую очередь не принято стоять за спиной у бросающего или по линии броска. Лучше всего, если есть возможность, уйти в аут таким образом, чтобы игрок в кругу вас не видел. Не сбивайте его громкими разговорами или смехом. А если соперник готовится к тиру, то на несколько секунд просто замрите. |
4. Понимайте свою задачу |
|
|
Перед броском вы должны четко понимать, что вы собираетесь делать: просто ставить шар как можно ближе к кошонету, бить чужой шар или выполнять иную задачу (например, подталкивать свой либо выталкивать чужой шар, «прижиматься» к шару соперника и т.п.) Не начинайте готовиться к броску, пока не определите его цель. И еще: взгляните на позицию из круга. Иногда кажется, что в нужную точку бросить шар легко, а глянешь из круга – и видишь, что направление перекрыто… |
5. Учитывайте риски |
|
|
Определяя задачу, ответьте для себя на следующие вопросы: что я получу, если выполню задачу? что скорее всего произойдет, если я задачу не выполню? что может случиться при самом неудачном варианте? и какова вероятность каждого из этих результатов? (последнее определяется как вашим мастерством, так и сложностью задачи). При этом не переусложняйте (зачастую лучшее решение - самое простое) и учитывайте счет (то, что можно позволить себе при счете 2:2, не всегда нужно делать при 11:11). |
6. Слушайтесь капитана |
|
|
Если вы играете в команде, обязательно определите, кто будет капитаном. В 99 случаях из 100 решение о том, что должен сделать игрок, бросающий очередной шар, либо очевидно, либо все игроки соглашаются с ним. Но должен быть человек, который примет решение в сотом случае. И помните: слово капитана - закон! Игрок, делающий бросок, обязан выполнять ту задачу, которую поставил капитан, даже если внутренне с ней не согласен. Все несогласия только до момента, пока не принято решение. Впрочем, хороший капитан без крайней необходимости не заставит игрока выполнять задачу, к которой у того не лежит душа... |
7. Затирайте следы |
|
|
По правилам перед своим броском игрок может затереть один из следов, оставленных предыдущими шарами. Лучше всего выровнять поверхность в предполагаемой точке приземления вашего шара. Если этого не сделать, ваш шар может попасть в оставленную предшественником ямку и полететь совсем не туда. |
8. Помечайте круг, шары и кошонет |
|
|
Несмотря на то, что эта рекомендация взята из правил, многие игроки ею пренебрегают. Они не принимают во внимание, что может произойти любая случайность: прилетевший с чужой поляны шар может изменить положение шаров, или шар, вернувшийся из аута, может сдвинуть кошонет, или соперник зацепится за круг-шаблон... да вы сами случайно можете что-то изменить! Если положение было помечено, то нетрудно все сдвинутое вернуть на свои места. А если нет… то никакие претензии не принимаются. |
9. Убирайте ушедшие шары |
|
|
Шар, вышедший в аут, должен быть удален с площадки, причем особенно важно это в отношении шаров противника. И сделать это нужно до того, как вы бросите свой шар: после этого вам могут сказать, что шар остался на поляне – и ничего доказать будет уже нельзя. |
10. Учитесь вовремя останавливаться |
|
|
В начале каждого гейма обе команды собираются его выиграть – в этом смысл петанка. Но в какой-то момент вы понимаете, что ситуация складывается не в вашу пользу: ближайший к кошонету шар принадлежит сопернику, оставшихся на руках шаров у вас меньше… В этот момент важно поменять цель с «выиграть гейм» на «проиграть не больше одного шара». Не пытайтесь улучшить ситуацию – уйдите в защиту, максимально затрудните сопернику задачу. В конце концов, отдать одно очко в гейме – это еще не проиграть партию. Если, конечно, речь не идет о том, что взятое противником очко окажется тринадцатым… |
11. Не бейте последним шаром |
|
|
Безусловно, это правило не догма, но на первых порах, пока вы не научитесь оценивать все возможные последствия броска, придерживайтесь этого принципа. Дело в том, что в результате тира ситуация зачастую меняется принципиально - например, перемещается кошонет. На этот случай у вас всегда должен оставаться шанс ее исправить. |
12. Не спешите поднять шары |
|
|
По окончании гейма капитаны должны достигнуть договоренности, чем он закончился – кто заработал очки и сколько. Пока такая договоренность не достигнута, не поднимайте свои шары. Если вы это сделаете, то противник получит право вообще не учитывать этот шар – и тогда выигранный гейм запросто может превратиться в проигранный. |
13. Оставайтесь джентльменами |
|
|
Как показывает практика, большинство вопросов в петанке можно решить путем переговоров и даже не прибегая к помощи судьи. В конце концов, это просто игра... |